Музыкальные термины

Музыкальная терминология - это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны – не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.

Основополагающие наиболее известные термины в музыке:

  • Арпеджио – чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим.
  • Ария – вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
  • Вариации – инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
  • Гамма – чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
  • Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
  • Звукоряд – звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в музыкальных произведениях или в их отрывках.
  • Кантата – произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
  • Клавир – переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
  • Опера – важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
  • Прелюдия – вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
  • Романс – произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
  • Рондо – повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
  • Симфония – произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
  • Соната – инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
  • Сюита – музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
  • Увертюра – вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
  • Фортепиано – объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
  • Хроматическая гамма – гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
  • Фактура – способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
  • Тональность – характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые знаки альтерации, определяющие состав звуков.
  • Терция – трехступенчатый интервал.
  • Большая терция – интервал в два тона.
  • Малая терция – интервал в полтора тона.
  • Сольфеджио – занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
  • Скерцо – музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.

Термины, определяющие стиль и жанры музыки:

  • Адажио (adagio) - спокойно, медленно.
  • Аджитато (adgitato) - взволновано, возбужденно, импульсивно.
  • Анданте (andante) - размеренно, не спеша, задумчиво.
  • Аппассионато (appassionato) - живо, со страстью.
  • Аччелерандо (accelerando) - увеличивая темп, ускоряясь.
  • Каляндо (calando) - с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
  • Кантабиле (cantabile) - певуче, распевно, с чувством.
  • Кон дольчерецца (con dolcherezza) - мягко, с нежностью.
  • Кон форца (con forza) - с силой, напористо.
  • Декрещендо (decrescendo) - постепенно уменьшая силу звучания.
  • Дольче (dolce) - нежно, со сладостью, мягко.
  • Долорозо (doloroso) - с грустью, жалобно, с отчаянием.
  • Форте (forte) - громко, с силой.
  • Фортиссимо (fortissimo) - очень сильно и громко, громоподобно.
  • Лярго (largo) - широко, привольно, неспешно.
  • Легато (legato) - плавно, спокойно, безмятежно.
  • Ленто (lento) - медленно, еще больше замедляя.
  • Леджиеро (legiero) - легко, плавно, бездумно.
  • Маэстозо (maestoso) - величаво, торжественно.
  • Мистериозо (misterioso) - тихо, таинственно.
  • Модерато (moderato) - умеренно, с расстановкой, неспешно.
  • Пиано (piano) - тихо, негромко.
  • Пианиссимо (pianissimo) - очень тихо, приглушенно.
  • Престо (presto) - быстро, интенсивно.
  • Семпре (sempre) - постоянно, не изменяясь.
  • Спиритуозо (spirituozo) - одухотворенно, с чувством.
  • Стаккато (staccato) - отрывисто.
  • Виваче (vivace) - живо, скоро, безостановочно.
  • Виво (vivo) - темп, средний между престо и аллегро.

Музыкальная терминология технического характера:

  • Скрипичный ключ – специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы "соль" находится на второй линии нотного стана.
  • Басовый ключ – значок, подтверждающий нахождение ноты "фа" малой октавы на четвертой линии нотного стана.
  • Бекар – значок, обозначающий отмену действия знаков "бемоль" и "диез". Является знаком альтерации.
  • Диез – значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Бемоль – значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Дубль-диез – значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Дубль-бемоль – значок , обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Затакт – неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
  • Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
  • Квинтоль – форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение – цифра 5, под или над нотами.
  • Ключ – значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
  • Ключевые знаки – значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
  • Нота – значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
  • Нотный стан – пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
  • Партитура – нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
  • Реприза – значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
  • Ступень – обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.

Дата публикации 02.03.2016




ГРАФИК РАБОТЫ

  • Понедельник-Пятница: 10.00 до 18.00
  • Суббота: ----------- По договорённости
  • Воскресенье: ---------------- Выходной

ЧТО ИЩУТ

Контакты